Общественная экспертиза - гл. страница Общественная Экспертиза
Общественная экспертиза Новости Общественной экспертизы Власть Общество СМИ Публикации Архив Контакты  
русский english

ИНСТИТУТ "ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА"



В апреле 2004 года Институт "Общественная экспертиза", учрежденный Союзом журналистов России, приступил к осуществлению долгосрочного проекта "Власть - Общество - СМИ".

Суть и цель проекта - создание постоянно действующей системы общественного гражданского контроля за властью. Система так и называется "Общественная экспертиза". Она состоит из трех блоков: исследовательского, медийного и репутационного.

Пытаясь оценить власть глазами общества, беря за точку отсчета не самоценность власти самой по себе, а такие ее характеристики как эффективность, открытость, нацеленность на социально значимый результат, организаторы проекта стремятся создать целостную картину функционирования российской власти.

МЕТОДИКА ПРОЕКТА ОСНОВАНА НА 6 ПРИНЦИПАХ:

1. Принцип верифицируемости. Все выводы и суждения, приводимые в проекте, основываются на приводимых тут же статистических материалах, документально подтвержденных цифрах и фактах.

2. Принцип персональности. Анализ власти начинается с анализа функционирования ее носителей, сравнения их между собой по эффективности, качеству работы и в конечном итоге оценки.

3. Принцип сравнения и количественных оценок. Россия - самая гетерогенная в мире страна. Это касается и различий между уровнем жизни и прав человека в субъектах федерации, которые отличаются друг от друга больше, чем различные страны Европы, и различий в уровне выполнения своих обязанностей людей власти. Если один чиновник работает лучше, другой хуже, значит можно количественно измерить эти различия и представить их в виде рейтинговой таблицы, которая позволяет дать оценку каждому носителю власти.

4. Принцип дополнительности. Для исследования такого сложного объекта как Российская власть, всегда недостаточно использовать один метод: массовый опрос или контент-анализ. В этом случае результат получается плоским, а выводы банальными. Поэтому "Общественная экспертиза" использует несколько методов и из сопоставленных результатов возникает порой неожиданный итог.

5. Принцип открытости и обратной связи. Проект носит комплексный характер, сочетая черты строгого академического исследования в том, что касается обоснованности выводов, или исследовательской методики с нацеленностью на широкое опубликования результатов не только и не столько в научной, но и прежде всего в массовой печати. Отсюда - шестой и последний принцип:

6. Принцип использования репутационных технологий. Вековая проблема неэффективности российской власти в том числе в отсутствии института репутации. Вор и бездельник годами занимает властное кресло и потом уходят на повышение.

Репутационные технологии основаны на публичных корпоративных или общественных оценках деятельности каждого и представляют собой социальный лифт, включающийся от кнопки: "хорошая репутация" - лифт должен идти вверх, "плохая репутация" - лифт идет вниз.

Проект "Общественная экспертиза" рассчитан на исследование всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной, как на федеральном, так и на региональном уровне.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ БЛОК

Объектом исследования является деятельность депутатов Госдумы и законодательных собраний субъектов РФ, членов Совета Федерации, Правительства РФ, Президента РФ и его Администрации, деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ.

Методология исследования включает в себя:

— проведение ежемесячного опроса по общероссийской выборке, имеющего целью получить реакцию и отношение граждан к действиям властей в этом месяце;

— анализ стенограмм Госдумы, Совета Федерации и законодательных собраний субъектов федерации, позволяющий получить количественные данные относительно законотворческой и политической деятельности депутатов всех уровней, а также анализ поименных голосований, позволяющий выявить их позиции по отношению к наиболее значимым проблемам их избирателей;

— анализ медийной активности каждого из 1000 представителей политикообразующего класса России: 450 депутатов Госдумы, 178 членов Совета Федерации, членов Правительства РФ, Президента и высших должностных лиц его Администрации и т.д.

— анализ судебной власти по 4 критериям: независимость, открытость, доступность, статус - проводится на основании следующих методов:

а) тестовые иски по проблемам ЖКХ в региональные суды;
б) тестовые запросы общественно значимых судебных решений и справок об источниках финансирования судов, размерах зарплаты судей;
в) тестовые проходы в залы судов;
г) экспертные опросы судей, депутатов, журналистов, ученых, юристов;
д) анализ судебной статистики.

— анализ деятельности исполнительной власти по отраслям и регионам по отдельной методике.


МЕДИЙНЫЙ БЛОК

Весь проект ориентирован на участие журналистов, как на исследовательской стадии, включая такие методы как журналистское расследование, организация тестовых запросов СМИ, так и на стадии публикации всех результатов исследования, которые носят принципиально открытый, публичный характер.

Важный раздел проекта - анализ публичности, открытости власти - проводится на основе Информационно-аналитической системы "Медиалогия", т. е. анализа количества упоминаний о политике, государственном деятеле в 1000 центральных и региональных СМИ, с учетом тональности (позитивной - нейтральной - негативной) и уровня цитируемости в различных СМИ.

Решающую роль СМИ и журналисты играют и в реализации третьего блока проекта, основанного на репутационных технологиях.


РЕПУТАЦИОННЫЙ БЛОК

Одна из главных, возможно, самая главная проблема России - отсутствие института репутации. Институт репутации можно представить в виде дроби, в числителе которой позитивные оценки, добрые дела, эффективная работа, профессионализм, а в знаменателе - негативные оценки, криминал, безделье и неэффективность.

В экономически развитых странах с демократическим устройством институт репутации такой же атрибут повседневной жизни, как электричество и водопровод.

В бизнесе - это кредитная история, без учета которой не заключается ни одна сделка, на рынке труда - это система квалификационных оценок и рекомендации с прошлых мест работы и т.д.

Репутационные технологии работают и приводят в действие "социальный лифт", если есть соответствующая инфраструктура. Такой инфраструктурой в нашем проекте являются клубы "Общественной экспертизы".

Клуб создается в регионе как филиал, отделение Института "Общественная экспертиза" Союза журналистов России. В структуру клуба входят: эксперт, который готовит аналитические материалы для заседаний клуба, Председатель и члены клуба.

На ежемесячных заседаниях клуба "ОЭ" заслушивается доклад о деятельности одного или нескольких политических деятелей региона, должностных лиц. На основе данных, полученных в результате исследования "ОЭ", делается содоклад клуба, высказываются пожелания и оценки.

Итоговое заседание регионального клуба рассматривает результаты деятельности всех ветвей власти за год и вручает призы и "антипризы" самым эффективным и полезным и соответственно самым неэффективным для региона политикам и чиновникам: депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, судьям, региональным министрам и т.д.

Первый этап проекта в основном посвящен анализу Федерального Собрания. Первых 100 дней Государственной Думы анализируются на основе статистики законотворческой деятельности и контент-анализе стенограмм. Аналогичные методы применены для анализа деятельности членов Совета Федерации.


ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА:

Ежемесячный всероссийский опрос проводится группой социологов под руководством д.с.н., профессора МГУ Нечаева Валерия Яковлевича (руководитель группы) и к.с.н, доцента Кузьминова Михаила Юрьевича (зам. руководителя).

Координатор сети региональных экспертов - к.с.н., доцент Муратова Валентина Львовна.

Анализ медийной активности проводится главным консультантом проекта Шейном Юрием Карловичем на основании данных, предоставленных партнером проекта Информационно-аналитической системой "Медиалогия".

Координатор проекта - Илона Соколова.

Руководитель проекта - д.ф.н., профессор Яковенко Игорь Александрович.

 
© Институт „Общественная Экспертиза“